Фармацевтические рынки не могут функционировать без услуг логистических компаний, которые являются неотъемлемым связующим звеном между фармпроизводителями и потребителями. Система фармацевтической дистрибуции ждут глобальные изменения. Важнейшие вопросы последних двух лет: Как фармацевтические дистрибьюторы справляются с возникшими проблемами? Какова ситуация с заполняемостью фармацевтических складов? Появляются ли на рынке новые игроки и новые складские объекты?
Экономический рост ведет к укреплению торговых связей, что повышает спрос на современные фармацевтические склады. Но на фоне повышения ключевой процентной ставки Центральным банком РФ ситуация меняется в сторону увеличения стоимости финансирования. Девелоперы больше не ожидают высокой доходности. Сложившаяся на рынке модель финансирования предполагала, что срок окупаемости фармацевтических складов, построенных для сдачи в аренду, составит около семи лет. Так бы и происходило, если бы кредитная ставка центрального банка находилась в диапазоне 6,5-10%. Но как только ставки ЦБ начали расти, темпы и объемы строительства новых логистических центров, новых фармскладов стали снижаться.
Ситуация ухудшилась после того, как Центральный банк объявил о ставке кредитования в 16%. Прогнозируемый срок окупаемости строительства фармацевтических складов для сдачи в аренду увеличился с обычных 7 лет до 15! Вкладывать заемные средства в такие проекты стало невыгодно. Это вызвало дефицит складских помещений, в том числе фармацевтических.
В 2022 году бизнес столкнулся с серьезными проблемами. Произошел разрыв товарной и логистической цепочки, что привело к снижению арендной платы. Многие компании прекратили свою деятельность в России, на рынке освободились значительные складские площади. В 2023 году ситуация кардинально изменилась. Склады были полностью заполнены, в результате чего арендные ставки резко выросли и достигли 100% по новым контрактам. Российские производители увеличили выпуск лекарств, это повысило потребность в фармацевтических складских помещениях. Приток новых клиентов, импортирующих медицинское оборудование и медикаменты из Китая и других стран, вызвал потребность в дополнительных складских площадях.
Но в случае нехватки фармацевтических складов переоборудовать обычные помещения под фармацевтические склады непросто. Фармсклады ‒ это не только высокие требования к условиям хранения, но и один из самых сложных направлений складской логистики, предполагающий поддержание высокого уровня технического состояния и сохранение качества обслуживания лекарственных средств в круглосуточном режиме.
Существует несколько тенденций, которые негативно влияют на развитие сегмента фармацевтических складов. Одна из них – снижение требований к строительным работам и изменение строительных стандартов, в основе которых лежит задача снижения стоимости квадратного метра. Например, раньше вентиляция была обязательной, но сейчас многие девелоперы и строители от ее отказываются.
Задачи постоянно усложняются. При аренде новых зданий для специальных фармацевтических производств фармацевтические склады приобретают специальное оборудование, которого нет в готовых складах, например, холодильные камеры +8-15°C и 2-8°C.
Многие фармацевтические компании переходят на новые системы контроля температуры на своих складах. Это связано с тем, что фармацевтическая продукция должна соответствовать строгим правилам хранения и удовлетворять жестким требованиям к предельным значениям температуры и влажности.
Инновационные фармацевтические препараты все чаще хранятся в специальных помещениях при отрицательных температурах. В среднем, 70-75% современных фармацевтических складов занимают холодильные и морозильные камеры. Склады для сырья и карантина являются особыми, контролируются Министерством промышленности, требуют специальных лицензий и более жесткого подхода с точки зрения обеспечения качества услуг. Не все помещения могут соответствовать требованиям, предъявляемым к современным фармацевтическим складам.
Температурный режим транспортировки не изменился. Каждый фармпроизводитель решает его самостоятельно, проводя тестирование. Диапазон широкий: у одних от +2 до +30°C, у других – 15-25°C как для хранения, так и для транспортировки лекарств. После окончания пандемии низкие температуры используются редко, разве что для транспортировки биологических материалов. Самая востребованная температура – 15-25°C, но поддерживать ее постоянно непросто. Летом требуется кондиционирование воздуха, а зимой – отопление.
Современные автоматизированные системы мониторинга позволяют оператору, не выходя из офиса в Москве, видеть, что происходит в транспортном средстве, когда оно находится в движении в другом регионе. При этом реально контролировать координаты и температуру, как в контейнере, так и в кабине водителя.
Существует понятие “термоконтроля”, когда каждый автомобиль при сдаче накладной должен предоставить распечатку, подтверждающую температуру, зафиксированную в пути, на протяжении определенного участка времени (1, 5 мин). Например, длина термочека по маршруту Москва-Владивосток составляет 71-72 метра.
В текущем году вводятся дополнительные требования Министерства промышленности и торговли. Электронные накладные улучшают прослеживаемость всей цепочки – кто поставил товар, кто является перевозчиком, кто является отправителем, кто является владельцем груза и получателем.
Основная тенденция в фармацевтической логистике – высокий спрос на автоперевозки фармацевтических препаратов. Специализированные фармацевтические складские помещения по-прежнему останутся в дефиците, что приведет к росту цен на складские услуги. Это произойдет из-за стремительно растущих арендных ставок и увеличения затрат на оплату труда линейного персонала.